Больная С., 57 лет, пианистка. Последние 20 лет страдала деформирующим полиартритом, однако продолжала играть на пианино. За 3 мес до поступления в клинику у нее стали возникать по ночам приступы онемения и покалывания во II-III пальцах правой руки, чувство похолодания правой кисти после интенсивной профессиональной нагрузки. Самомассаж и встряхивание правой руки снимали эти ощущения. Спустя месяц пароксизмы парестезии в правой кисти по ночам возобновлялись уже по 4-5 раз и стали появляться днем. При сидении в глубоком кресле, на диване с руками на подлокотниках или с приподнятыми вверх (положенными на спинку дивана) ощущалась жгучая боль в соседних поверхностях II и III пальцев правой руки.
Статус: общее состояние удовлетворительное. Артериальное давление 140 /80 мм рт.ст. Внутренние органы без особенностей. Значительная деформация пястно-фаланговых и межфаланговых суставов обеих кистей. Черепные нервы в норме. Динамометрия правой кисти - 21 кг, левой - 25 кг. Гипалгезия в межпальцевом промежутке пальцев и на дорсальной поверхности концевых фаланг этих пальцев.
При манжетном тесте и элевационной пробе через 25-30 с возобновлялись интенсивные парестезии и боли во пальцах руки. То же было при пробе Тинеля и форсированной экстензии пальцев.
В запястный канал введено 25 мг суспензии гидрокортизона, после чего исчезло ощущение онемения в I и II пальцах, однако сохранились парестезии и боли в коже межпальцевого промежутка. Спустя неделю после первой инъекции гидрокортизона такая же его доза была введена в интерметакарпальный канал между головками II-III метакарпальных костей. Через неделю инъекцию гидрокортизона еще раз повторили. Боли, парестезии и симптомы натяжения пальцевых нервов полностью исчезли. Тесты на провокацию парестезии стали отрицательными.
Итак, наблюдения и данные литературы свидетельствуют о существовании туннельного синдрома интерметакарпального канала с компрессионно-ишемической нейропатией общего пальцевого нерва. У 2 больных можно было диагностировать поражение первого собственного ладонного нерва кисти. Клиническая картина представляла парестезии в зоне иннервации этой ветви. Развивался синдром при длительном раздражении ульнарной поверхности I пальца в процессе профессиональной нагрузки (у стропальщиков). При провоцирующих парестезии тестах эти ощущения локализуются по медиальной поверхности I пальца и отсутствуют во II-III пальцах (как при синдроме запястного канала). В литературе такой синдром обозначается «bowler's thumb».