В кардиоренальном синдроме (КРС) прослеживается отчетливая параллель между формированием и прогрессированием коронарного и некоронарного атеросклероза, с одной стороны, и развитием гломерулосклероза - с другой, что напрямую связано с повышением риска сердечно-сосудистых и почечных осложнений.
Первым в мире врачом, обратившим внимание на параллелизм процессов, был Ричард Брайт. Он впервые описал клиническую картину нефрита, долго упоминавшегося в учебной литературе как болезнь Брайта. В 1831 г., анализируя результаты анатомического исследования 100 умерших пациентов, имевших прижизненно белок в моче, Брайт обратил внимание на наличие у умерших пациентов гипертрофии миокарда и связал это в один патологический процесс.
Существенный вклад в развитие кардиоренального синдрома внес выдающийся российский врач Роберт Тинтерстедт, в 1980 г. открывший ренин.
В 40-50-е гг. XX в. сведения о КРС были дополнены работой F. Volhard, который в своей монографии «Артериальное давление и почки» описал связь повышенного АД, изменений в сосудистой стенке и морфологических изменений в почке в виде порочного круга, в котором почки были одновременно и причиной АГ, и органом-мишенью (Volhard - автор этого термина). Еще в конце XIX в. профессор Я.В. Стольников в эксперименте доказал, что ишемия почки всегда приводит к развитию ГЛЖ.
Современный взгляд на кардиоренальный синдром сформировался в 60-70-е гг. XX в. во многом благодаря трудам Е.М. Тареева. В 2010 г. был опубликован консенсус экспертов Acute Dialysis Quality Initiativa consensus group, в котором, в частности, указано, что КРС - неоднородное явление и состоит из 5 типов взаимосвязи двух составляющих синдрома.