Половым стероидам (тестостерону у женщин) принадлежит ключевая роль в моделировании координирующих и контролирующих сигналов при формировании сексуальных реакций у женщин. Именно они оказывают непосредственное или косвенное влияние на формирование эмоционального компонента полового желания, возбуждения и насыщенности оргазма.
В ряде работ изучена половая функция женщин 60-70 лет в постменопаузе, 2/3 женщин этого возраста были сексуально активны. В сексуально активной группе отмечали высокий уровень либидо, большое удовлетворение от половой жизни, большую степень комфорта в выражении своих сексуальных предпочтений, а также удовлетворение своей половой жизнью в пременопаузе по сравнению с женщинами, которые сексуально неактивны. При исследовании гормонов крови выявлена высокая концентрация свободного тестостерона, связанная с повышенным либидо.
Известно, что яркость полового влечения и сексуального желания находится в прямой зависимости от уровней концентрации андрогенов в крови. Тестостерон оказывает непосредственное влияние на формирование либидо и общее настроение, повышает сексуальную мотивацию.
Андрогены могут проявлять эффекты прямо через андрогенный рецептор, служить гормонами-предшественниками для эстрадиола в некоторых тканях (головной мозг, ткань сосудов, жировая клетчатка, костная ткань), а также оказывать эффекты путем снижения уровня глобулина, связывающего половые стероиды.
Ранее было продемонстрировано, что тестостерон и другие андрогены способны к метаболическим преобразованиям в отделах центральной нервной системы (ЦНС) при участии двух ферментативных систем - 5 альфа-редуктазы и ароматазы. Продукты этих важных ферментативных реакций могут влиять на активность тестостерона в формировании сексуальных переживаний. Этот процесс происходит в гипоталамусе и лимбической системе. Очевидно, ароматизация андрогенов с образованием эстрогенов необходима для эффективного воздействия на определенные отделы ЦНС. Конечным продуктом ароматизации тестостерона является эстрадиол.
Для достижения гармоничной сексуальной функции важно как локальное превращение тестостерона в эстрадиол в отделах ЦНС, так и прямое специфическое воздействие андрогенов на мозг, которое продемонстрировано в исследованиях эффектов кросс-гормональной терапии половыми гормонами у транссексуалов (потеря либидо в результате применения антиандрогенов).
Тестостерон является основным предшественником в биосинтезе эстрадиола в головном мозге, где его концентрация в 7-10 раз выше, чем концентрация эстрадиола. Локальное превращение тестостерона в эстрадиол в регионах мозга, контролирующих сексуальное поведение, обеспечивает нормальную сексуальную функцию. Вероятно, андрогены имеют значение как для обработки сексуальных импульсов в центральных отделах нервной системы, так и для подготовки гениталий (вульвы, влагалища) в периферических отделах.
Наиболее перспективный для модуляции сексуального поведения андроген - тестостерон секретируется надпочечниками (25%) и стромой яичников (25%), в то время как оставшаяся часть трансформируется из периферически циркулирующего андростендиона.
У женщин уровень тестостерона в сыворотке крови находится в пределах от 0,2 до 0,7 нг/мл (0,6-2,5 нмоль/л) с учетом флюктуации в разные фазы менструального цикла. В течение менструального цикла наблюдается два пика тестостерона: один в фолликулиновой фазе, другой - в лютеиновой фазе, что и объясняет «взрыв» сексуального желания во время овуляции и за несколько дней до менструации, после завершения фазы латентной активности тестостерона. Максимальная концентрация гормона в крови отмечена в овуляторный период, а в соответствии с циркадными ритмами - в ранние утренние часы (4-6 часов утра). Клинически более информативно одновременное определение полных концентраций тестостерона и уровня глобулина связывающего половые стероиды в сыворотке крови. Наиболее значимый в формировании сексуальных реакций тестостерон циркулирует в 66-80%, будучи активно соединенным с глобулин связывающим половые стероиды, в 19% - с альбумином и в 1% - ни с чем не связан.
При оценке показателей сексуального здоровья у женщин целесообразно определять индекс свободного тестостерона (FAI): РА1 = Т (нмоль/л) 100/ГСПС (нмоль/л), где Т - общий тестостерон.
Изменение соотношения концентрации общего тестостерона и глобулина связывающего половые стероиды в сторону увеличения концентрации последнего может быть косвенным свидетельством нарушения сексуального здоровья женщины (снижения или потери либидо, яркости оргазма).
Антагонистом сексуального желания является гормон передней доли гипофиза - пролактин. До настоящего времени нет точных сведений о механизмах влияния пролактина на угнетение сексуального желания. Существует предположение о возможности ингибирования активности тестостерона данным гормоном, подавлении продукции дофамина.
Пролактин и дофамин являются антагонистами: при повышении концентрации в крови одного гормона, соответственно, концентрация другого уменьшается. Дофамин оказывает тормозящее действие на выработку гипофизом пролактина. Гиперпролактинемия может свидетельствовать о дефиците дофамина. В то же время дофамин - нейропередатчик активации, в тесном взаимодействии с тестостероном и гонадолиберином влияет на стимуляцию сексуальной активности, сексуального желания и возбуждения. При повышении уровня пролактина в крови эта активация выключается.
Андрогенам, как активным составляющим адекватной биофизиологической сексуальной модели женщин, должная роль еще не определена. Высокая или более низкая степень сексуального желания не формируют меру сексуального удовлетворения и требуют углубленного научного анализа.
В группу риска дефицита андрогенов включены женщины с патофизиологическими проблемами, обусловленными именно снижением продукции андрогенов в яичниках и/или надпочечниках. Следует отметить, что недостаток тестостерона наблюдается при гипопитуитаризме, преждевременном снижении продукции гормонов яичниками и надпочечниками, экзогенном поступлении кортикостероидов, заместительной эстрогенной терапии.
Уровни тестостерона с возрастом постепенно снижаются. В период физиологической менопаузы уровень андрогенов снижается на 50% по сравнению с его
концентрацией в крови у женщин 20-30-летнего возраста и на 50-70% в течение 24 часов после овариоэктомии.
Влияние овариоэктомии на сексуальность женщины качественно отличается от кастрации у мужчины. Так, последствия овариоэктомии, почти так же как и климакс, не всегда отражаются на сексуальной активности женщины, что позволяет предположить возможность вторичного воздействия гормонов яичников на формирование сексуальных реакций у женщин.
Степень сексуального вознаграждения (гратификации) у женщин в период менопаузы не связана с уровнем эстрадиола в плазме. Однако у женщин данной возрастной группы степень гратификации зависит от адекватных уровней свободного тестостерона (Davis S., Tran L., 2000).
Большинство андрогенов в женском организме, особенно в период менопаузы, синтезируется в периферических интракринных тканях из неактивных предшественников - дегидроэпиандростерона (ДЭА) и дегидроэпиандростерона сульфата (ДЭА-С) надпочечникового происхождения. Научные изыскания в этой области эндокринной физиологии позволили выявить путем клонирования множества ферментов, ответственных за преобразование ДЭА и ДЭА-С в активные андрогены и эстрогены в периферических тропных тканях. В местном масштабе половые стероиды проявляют свое действие в тех же клетках, в которых они преобразуются, без существенного распространения с плазмой крови. В связи с этим следует принципиально пересмотреть интерпретацию уровней активных половых стероидов в плазме крови.
Преимуществом ДЭА по отношению к другим андрогенам является то, что он в физиологических дозах конвертируется в андрогены и/или эстрогены только в определенных тканях-мишенях, которые имеют соответствующие физиологические ферментативные системы. Низкая концентрация ДЭА-С в крови наблюдается у мужчин и женщин с заболеваниями, сопровождающимися надпочечниковой недостаточностью, а также в пожилом возрасте. В отличие от мужчин, у женщин повышение ДЭА-С облегчает дальнейшее превращение андрогенов: тестостерона, дегидротестостерона (ДТ), андростендиона, андростендиона глюкуронида.
С улучшением женского андрогенового профиля, особенно при надпочечниковой недостаточности, наблюдаются повышение либидо и насыщенность сексуальных фантазий, улучшение настроения и формирование ощущения комфортности.