Больная 53 лет доставлена бригадой СМП в нашу клинику с диагнозом «ущемленная пупочная грыжа». Болеет 3 суток, за медицинской помощью не обращалась.
Объективно: состояние больной тяжелое. Кожа и видимые слизистые — умеренно акроцианотичные. В легких дыхание жесткое. АД 210/110 мм рт.ст. Пульс 98 ударов в минуту. Больная страдает ожирением IV ст. Язык влажный, обложен бурым налетом. Живот увеличен в размерах. При визуальном осмотре и пальпации определяется ущемленная пупочная грыжа гигантских размеров 45 х 25 х 18 см, кожа над грыжевым выпячиванием гиперемированная и цианотичная. Симптом «кашлевого толчка» не определяется. Перистальтика вялая.
Больная в течение 1,5 часа обследована: осмотрена терапевтом, выполнены ЭКГ, рентгеноскопия органов грудной клетки и брюшной полости, клинический и биохимический анализ крови, клинический анализ мочи. По результатам обследования отмечена выраженная гиповолемия на фоне гипертонического криза, ишемической болезни сердца и эмфиземы легких.
В условиях перидуральной анестезии и внутривенной седации ткани рассечены двумя вертикальными сходящимися, окаймляющими грыжевое выпячивание разрезами до грыжевых ворот. Выделен и вскрыт участок грыжевого мешка. Из грыжевого мешка выделилась зловонная грыжевая вода бурого цвета.
Выполнена герниолапаротомия, при которой обнаружена ущемленная некротизированная правая половина толстой кишки и 70 см подвздошной кишки с выраженными странгуляционными бороздами и отсутствием признаков кровообращения в ущемленных участках кишечника. Правая половина толстой кишки имела собственную брыжейку, была изначально мобильная, что, вероятно, и послужило причиной вовлечения ее в грыжевой мешок.
Произведена правосторонняя гемиколонэктомия с удалением приблизительно 100 см подвздошной кишки и анастомозом «бок в бок» при помощи аппарата УО-60. Для трансназальной интубации кишечника (так как приводящие участки тонкой кишки расширены до 3–3,5 см, содержат жидкость и газ) произведена интубация трахеи и дан внутривенный наркоз. Оперативное вмешательство закончено трансназальной интубацией кишечника, дренированием брюшной полости из 2 точек и пластикой по Сапежко.
Послеоперационный период протекал гладко, отмечалась застойная пневмония на фоне адекватной медикаментозной терапии. Осложнений со стороны брюшной полости не выявлено. К сожалению, на 9-е сутки у больной развилась тромбоэмболия легочной артерии, что послужило причиной летального исхода.
Вышеописанный клинический случай интересен сочетанием большого участка омертвевшего ущемленного кишечника в пупочной грыже на фоне ожирения IV степени и выбором адекватной хирургической операции и анестезии.
©Лещенко А.Н., Борисов А.Л. Харьковская городская клиническая больница скорой и неотложной медицинской помощи