Минюст утвердил приказ Минздрава об утверждении 120-страничного Порядка оказания скорой медицинской помощи, вступающего в жизнь с первого дня следующего года. Львиную долю Порядка занимают всевозможные штатные нормативы и стандарты обеспечения, где указано всё, вплоть до карандаша. «Скорую» можно будет вызывать двумя способами: по трём номерам телефонов (03, 103, 112) и СМС. Кстати, все компьютеры станции должны обеспечиваться программой, позволяющей принимать СМС. Не исключено самостоятельное обращение пострадавших непосредственно в «медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь».
Скорая помощь прибудет при непосредственной угрозе жизни, родах, угрозе прерывания беременности и новорожденных, во всех остальных случая – неотложка, которой надлежит ещё и констатировать смерть, но исключительно в нерабочее время амбулаторного ЛПУ. СМП не избавляется от перевозки больного-пострадавшего из ЛПУ, где отсутствуют возможности для оказания помощи, в другое лечебное учреждение, при этом нет указаний на учёт тяжести состояния и угрозы жизни.
Вся ответственность по адекватности прогнозирования последствий для жизни ложится на принимающего вызов диспетчера СМП. По Порядку, диспетчер - с фельдшерским образованием. Российские скоропомощные фельдшера с большим опытом и высокой квалификацией, но всё-таки, средний персонал, с определённым ограничением медицинского кругозора, тем более что не приходится надеяться на достаточную информацию от вызывающего человека или подробную СМС. Взваливать на фельдшера ответственность по определению угрозы жизни как-то нелогично. Правильнее было бы сортировку вызовов доверить врачу, предполагающему больший спектр возможных вариантов развития событий.
Кстати, формирование выездных бригад весьма разнообразное, но в большинстве своём, с фельдшерским уклоном. Есть врачебные общепрофильные бригады, но их обязательное наличие не прописано. Данный нормативный документ совсем не исключает полное удаление докторов с этого поля, оставление их только в специализированных бригадах, за исключением, акушерских СМП, где предписано присутствие только акушерки. Расписан состав и необычной экстренной консультативной выездной бригады с врачом-специалистом отделения экстренной консультативной помощи. Подчинение выездной бригады, и врачебной тоже, старшему фельдшеру оперативного отдела как-то странновато с позиции «табели о рангах».
В документе определено не минимальное время доезда бригады до больного-пострадавшего, а территориальное расположение станции СМП - в 20-минутной доступности «с учётом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяжённости населённого пункта». Как говориться, почувствуйте разницу: бригада не должна пребывать к пациенту за 20 минут и не должна брать на себя ответственность за время доезда, тем более, если станцию СМП загнали на выселки, а дороги не ремонтировали и пробки не разгоняли.
Отделения СМП также должны располагаться в ограниченной временной доступности, но в больницах от 400 коек и ежесуточном поступлении от полусотни нуждающихся в экстренной помощи. Длительность пребывания в отделении СМП «суточная», но не более 3-х суток. В Порядке описаны правила организации деятельности врача СМП, особенно интересен пункт для стационарных докторов, предписывающий «осуществление производственного контроля и мероприятий в отношении больных инфекционными заболеваниями». Что, интересно, имели в виду авторы приказа?
По большому счёту, нового и необычного в Порядке оказания скорой медицинской помощи нет – вполне устоявшаяся практика оказания экстренной помощи, описанная телеграфно-чиновничьим стилем. Прочитайте и убедитесь.
Энциклопедия советского кино