Рождение ребенка с задержкой речевого развития может быть сильным стрессом для родителей. Иногда причины таких задержек в развитии речи у детей неясны и постепенно все исправляется самостоятельно или с помощью профессиональной помощи детского логопеда-дефектолога. Однако в некоторых случаях задержка речевого развития может быть следствием более серьезных расстройств в организме ребенка.
Часто родителям трудно определить, есть ли у их ребенка задержка речевого развития, поскольку каждый ребенок развивается индивидуально и, соответственно, говорить разные дети тоже начинают по-разному и в разное время. Опытные логопеды считают, что можно говорить о том, что у данного ребенка есть задержка речи, если их развитие проходит через те же стадии, что и у других детей, но более медленными темпами.
Есть целый ряд различных нарушений, которые подпадают под термин «задержка речевого развития». Во-первых, это нарушения артикуляции (неправильное произнесение отдельных звуков или слов) и беглости речи (например, заикание). Иногда детям бывает трудно даже произнести какой-либо звук, что говорит о голосовых расстройствах.
Другой тип нарушений речи – это языковые расстройства. В этом случае проблема состоит не в том, что ребенок не может произнести какие-либо звуки или слова, а в том, что он не понимает смысл использования слов и фраз, не может связать слова в предложения и правильно выразить свою мысль. При этом он плохо понимает обращенную к нему речь.
Лучший способ определить истинную природу задержки речевого развития у ребенка – это показать его специалисту в современном детском медцентре детскому логопеду-дефектологу. Последний имеет в своем арсенале ряд тестов, которые помогут определить причину и степень речевой задержки и сказать, легко ли решить эту проблему или нарушения более серьезны. Логопед проводит анализ артикуляции (фонологический анализ), который в большинстве случаев позволяет определить причину задержки речевого развития у ребенка.
Немало детей в возрасте от 2-х до 5 лет имеют проблему с задержкой речевого развития., которая проявляется в замедлении навыков произнесения слов, предложений. При этом вербальное понимание других людей и желание общаться в целом являются адекватными. Иногда причинами задержки могут послужить ушные инфекции, которые вызывали временное снижение слуха, отсутствие возможностей вербального общения (болезнь, изоляция и т.п.), а также наследственная предрасположенность. Задержка речевого развития, как правило, исчезает к школьному возрасту (6-7 лет). Если проблема не устраняется сама собой после 5-летнего возраста, можно говорить не о задержке, а о расстройстве речевого развития. Расстройство характеризуется стойким нарушением речи. Это может быть, например, у глухих детей, у детей с ограниченным интеллектом, у детей-аутистов.
Бывает, что речь у ребенка невнятная, звуки искажены. Это может быть связано с неправильной функцией мышц речевого аппарата и называется «дизартрией детства». Другая проблема называется апраксией моторной речи и связана с нарушениями в головном мозге. Большое число детей страдает совместно этими двумя видами нарушений. Это достаточно тяжелые случаи, требующие длительного лечения с участием не только логопедов-дефектологов, но и детских неврологов.
Если же нарушения в развитии речи ребенка не столь серьезны, с ними, как правило, можно справиться, регулярно посещая детского логопеда (причем лечение не должно занять слишком много времени). Типичными методами лечения будут словесные указания, как правильно расположить кончик языка для произнесения того или иного звука. Количество сеансов у логопеда для коррекции таких нарушений варьирует от ребенка к ребенку. Иногда достаточно нескольких месяцев лечения, чтобы развитие речи ребенка совершило уверенный скачок.
В сложных случаях, например, при синдроме Дауна у ребенка, при аутизме или при каких-либо других врожденных заболеваниях, связанных с воздействием на мышечный тонус в организме, почти всегда наблюдаются дизартрия и апраксия речи. Задержки речевого развития, связанные с этими заболеваниями, лечатся с помощью более разнообразных методик и гораздо более длительное время. Если у ребенка наблюдаются нарушения функций мышц речевого аппарата (дизартрия), логопед должен направить усилия на функциональное восстановление этих мышц с помощью специальных упражнений.
Успех лечения у логопеда зависит также от возраста и уровня развития ребенка, поскольку он должен хорошо понимать врача и научиться выполнять все его команды.
Лечение детей: современная клиника "Маркушка".