Нобелевскую премию дали за детей из пробирки
Роберт Эдвардс получил приз за разработку метода оплодотворения в пробирке.
Нобелевский комитет назвал имя лауреата премии по медицине и физиологии. Им стал Роберт Эдвардс, создавший метод оплодотворения «в пробирке».
Роберт Эдвардс, британский физиолог, в 1977 году провел успешное оплодотворение яйцеклетки вне человеческого тела и пересадил эмбриона в фаллопиевы трубы женщины. 25 июля 1978 года родился первый в мире ребенок, зачатый методом оплодотворения in vitro, «в пробирке».
И хотя этот метод (ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение) до сих пор дает меньше трети успешных срабатываний (обычно приходится предпринимать несколько попыток), он произвел настоящую революцию в репродуктивной медицине. В 1986 году первый ребенок, зачатый вне тела, родился в СССР, а на сегодняшний день подобная процедура относится хоть и к дорогим, но вполне рутинным операциям.
Вообще-то "оплодотворение в пробирке" - термин неверный, так как все манипуляции с яйцеклеткой проводятся не в пробирках, а плоских чашках Петри. Таких как на этой фотографии
Награждение одного кандидата стало если не сенсацией, то сравнительно редким событием. В прошлом году приз поделили трое ученых, открывших теломеры— защищающие хромосомы от повреждений белки.
Кто он?
Роберт Эдвардс родился в 1925 году (Нобелевская премия часто находит ученых лишь в старости) и в 1952 году закончил Эдинбургский университет по специальности «генетика животных», успев до этого отслужить в армии: с 1944 по 1948 год Эдвардс провел на Ближнем Востоке.
Несмотря на первый взгляд далекую от акушерства и гинекологии специальность, исследователь уже после университета занялся темой искусственного оплодотворения: у мышей. Так как у грызунов овуляция (выход зрелой яйцеклетки) происходит ночью, ему пришлось подстроить свой график работы под мышиную физиологию и проводить в лаборатории ночи— по крайней мере на протяжении первых трех лет.
Потом вместе со своей будущей женой он придумает способ добиться овуляции в нужное время и, более того, научится управлять количеством созревающих за раз яйцеклеток. Эти работы стали первым ключом к оплодотворению вне тела: ученые добились зрелых яйцеклеток «на заказ», осталось только оплодотворить их и научиться вживлять обратно в фаллопиевы трубы.
На это ушло еще несколько лет— и с 1960-х годов Эдвардс работает уже вместе с хирургом Патриком Стептоу, который в отличие от Эдвардса имел специализацию гинеколога. Подбирая время, дозировки гормонов и отрабатывая методику наблюдения за созреванием яйцеклеток, они уже вдвоем смогли в итоге добиться успеха. Если бы Стептоу дожил до наших дней, он наверняка бы стал вторым лауреатом Нобелевской премии... но, увы, он скончался еще в 1988 году, когда первому ребенку «из пробирки» не исполнилось и десяти лет.
Приз в 10 млн крон (чуть больше миллиона евро) достался его более молодому коллеге. Из слов, сказанных на пресс-конференции после озвучивания лауреатов, можно предположить, что 85-летнего исследователя с не самым лучшим состоянием здоровья решили наградить в том числе и потому, что иначе можно было попросту не успеть. Ведь нобелевские премии посмертно не вручаются.
Комментарий
GZT.RU попросил прокомментировать выбор нобелевского комитета Владислава Станиславовича Корсака, президента Международного центра репродуктивной медицины.
"Значение метода – громадное. В мире родилось пять миллионов детей в семьях, которые не могли завести ребенка. В некоторых странах государство оплачивает до 4-6 попыток ЭКО, так как это в итоге не только положительно влияет на демографическую ситуацию, но и обходится дешевле иных методов"
Корсак пояснил, что доля детей, зачатых методом ЭКО, достигла в некоторых государствах 4%. "Люди получили сравнительно доступный – по крайней мере в развитых странах – метод". Он также отметил, что для успешной работы при этом требуется сочетание двух специалистов, биолога и врача, поэтому если бы премии могли присуждаться посмертно, то наряду с биологом Эдвардсом стоило наградить и Стрептоу. "Сейчас вместе работает эмбриолог и гинеколог, а сам метод ЭКО нашел применение не только в медицине, но и в биологических исследованиях" – сказал Корсак.
ЭКО в Советском Союзе
В СССР первый "ребенок из пробирки" родился в 1986 году. ЭКО в 1985 провели врачи из НИИ акушерства и гинекологии – Владимир Иванович Кулаков (1937-2007) и Борис Васильевич Леонов (1933-2003).
Кого обошли?
В числе возможных лауреатов этого года назывались:
Дуглас Колеман — биохимик, открывший гормон лептин в 1994 году. Лептин играет ключевую роль в регуляции аппетита и скорости обмена веществ, а производится он непосредственно жировой тканью.
Джеффри Фридман — коллега и соавтор Колемана. Лептин был обнаружен учеными при изучении двух линий мышей, у которых развивалась тяжелая форма ожирения. Исследователи смогли показать, что животные линии ob/ob имеют мутацию в кодирующем лептин гене, а грызуны линии db/db отличаются дефектным вариантом рецептора, при помощи которого клетки реагируют на лептин.
Линия
Линией биологи называют «породу» мышей с одинаковым генотипом. Такие животные получаются в результате близкородственного скрещивания, и гены мышей одной линии всегда одинаковы, что очень важно для научных исследований.
Эрнст Маккалох — канадский биолог, в 1957 году разработавший метод выделения стволовых клеток и работы с ними. По сути его исследования стали экспериментальным подтверждением идеи о существовании особых клеток, способных к неограниченному делению и превращению в любые другие клетки.
Джеймс Тилл — соавтор Маккалоха, вместе с ним придумал и реализовал серию опытов на мышах, получивших смертельную дозу рентгеновского излучения. Грызунам, у которых был убит радиацией костный мозг, внутривенной инъекцией вводили клетки от здоровых животных, и через какое-то время в селезенке животных формировались колонии нормальных кроветворящих клеток.
Колония человеческих стволовых клеток, окруженная мышиными фибробластами
Синью Яманаку. Японского исследователя, разработавшего методику получения стволовых клеток из обычных, уже не первый год называют возможным нобелевским лауреатом. Стволовые клетки, получаемые из эмбрионального материала, вызывают этические вопросы, пуповинную кровь пока что далеко не всегда возможно заморозить для последующего использования, а вот со взятием кусочка ткани у самого больного проблем не будет... по крайней мере в теории.
На практике
Пока что перепрограммирование обычных клеток в стволовые осложняется тем, что это существенно повышает риск дальнейших метаморфоз клеток— уже в злокачественные. Над решением проблемы работают исследователи по всему миру, и определенные результаты уже есть: вероятно, через какое-то время перепрограммированные стволовые клетки займут свое место в клинической практике.
А заморозить пуповинную кровь для сохранения стволовых клеток можно уже сейчас, на коммерческой основе. Подобная услуга стоит около 70 тыс. рублей и, как утверждают предоставляющие ее фирмы, может существенно повысить шансы на успешное излечение в будущем лейкемии, рака крови.
Ральф Стейнман — американский иммунолог канадского происхождения, в 1973 году обнаружил дендритные клетки. Точнее, изучил их функцию и дал им название в ходе совместных работ с Занвилем Коном (Кон скончался в 1993 году и по действующим правилам лауреатом быть не может), установив способность дендритных клеток управлять развитием Т-клеток, лимфоцитов.
Дендритная клетка под микроскопом. Название не случайно, δένδρον по-гречески означает "дерево". Отростки нервных клеток, протянутые к другим нейронам, тоже называют дендритами из-за их формы.
Источник: Judith Behnsen, Priyanka Narang, Mike Hasenberg, Frank Gunzer, Ursula Bilitewski, Nina Klippel, Manfred Rohde, Matthias Brock, Axel A. Brakhage, Matthias GunzerДендритные клетки, которые можно найти почти во всех органах и тканях, захватывают чужеродные микроорганизмы и затем мигрируют в лимфатические узлы. Там они стимулируют производство лимфоцитов, попутно настраивая их на борьбу с конкретным противником: дендритные клетки служат своего рода «разведчиками» для иммунной системы.