Минздрав подготовил поправки к закону «О безопасности дорожного движения» и Кодексу об административных нарушениях, предполагающие усиление контроля за здоровьем водителей. Эти поправки коснутся профессиональных шофёров и любителей, специалистов водительских комиссий и медпунктов, а также амбулаторного сектора. Последние почти не участвовали в процессе допуска водителей к работе и вождению, но чиновники решили – этому больше не бывать.
Сейчас законопослушный водитель, профи или любитель, предстаёт перед врачебной комиссией раз в десятилетие. Внеурочные медицинские освидетельствования с выдачей справки на право вождения проходят при получении, возврате и замене водительского удостоверения. В идеале предполагается, что состояние здоровья будущего участника дорожного движения оценивает, как минимум, семь высококлассных специалистов. На деле же состав комиссии определяется стоимостью услуги, чем выше цена – тем короче дорога к справке.
Сквозь осмотр вполне может просочиться учётный контингент. В любом ЛПУ, лицензированном на выдачу справок, предложат не ходить в наркодиспансер по месту жительства соискателя, а дойти до кабинета штатного нарколога, разумеется, профессионала, но не имеющего всей полноты анамнестической информации. С 2010 года Генпрокуратура начала прицельно выявлять действующих водителей, стоящих на учёте в наркологических диспансерах. В 2010-2012 годах суды лишили прав более 40 тысяч граждан, по состоянию не имеющих права садиться за руль.
В водительских организациях обязателен регулярный, предрейсовый и после рейсовый медицинский осмотр, осуществляемый сотрудником местного медпункта. В случае обнаружения заболевания, препятствующего нормальному осуществлению профессиональной шофёрской деятельности, врач или фельдшер медпункта со справочкой направляет болезного водителя в поликлинику, где ему выдают рекомендации по лечению-обследованию и освобождение от работы. В случае обнаружения заболеваний, препятствующих нормальному осуществлению профдеятельности, только суд имеет власть приостановить действие водительских прав.
А мешающих вождению болезней даже не чёртова дюжина: артериальная гипертензия, ХИБС, язвенная болезнь, патология желчевыводящих путей, заболевания печени и почек и так далее по всему списку хронических заболеваний, когда допуск возможен по «индивидуальному» признаку. Так вот, по новым правилам в случае выявления заболеваний, не разрешающих сиюминутного допуска на трассу, врач будет иметь право приостановить действие водительских прав, оформив соответствующие документы. Как принято – кипу документов и бумажных и электронных, не забыв при этом направить на обследование.
Как в свете нового функционала поступать доктору в случае обращения к нему обычного хронического больного, имеющего противопоказания к вождению? Вероятно, при наличии у пациента водительского удостоверения, тут же решать вопрос о приостановлении действия его прав. Вдруг этот хроник попадёт в ДТП и в ГББД или суде встанет вопрос о состоянии его здоровья, а он несколько лет наблюдается с ГБ или ХИБС, недавно был у терапевта, который не выполнил указаний правоустанавливающих документов, пусть и не имевших тогда касательства к пациенту, не сообщившему о наличии водительского удостоверения?
В прошлом году ФОМС Томской губернии, оплатив лечение пострадавших в ДТП, взыскал все затраченные средства с виновников нанесения ущерба. К виновникам, с лёгкой руки чиновников Минздрава, вполне можно будет причислить и врача амбулаторной службы, не проявившего бдительности и не приостановившего действие автомобильных прав у хронического больного, пришедшего на приём не за разрешением на вождение, а совсем по другому поводу.
Так что, поберегись законодательной машины!