Когда-то очень-очень давно для постановки диагноза моча больного была крайне как необходима лекарю. Разумеется, и сейчас у каждого пациента стандартно берётся общий анализ мочи с определённым устоявшимся набором компонентов в 6-9 величин из полусотни известных и определяемых. Особое значение моче придают на Востоке всевозможные тибетские врачеватели, требующие сбора организменного отхода в белый сосуд и исследующие мочу длинной деревянной палочкой, пренебрегая прогрессом.
К реальной медицине подобный подход не имеет отношения, но зато как поэтичен: если при помешивании палочкой на поверхности мочи образуются пузырьки размером с серебряный доллар, традиционно называемые «пузырьки размером с глаз яка», ясно дело, дисбаланс. Опять же, если при мочеиспускании не образуется пар, тоже хана ожидает. Хотя какой там пар в тёплом европейского ремонта ватерклозете. Зато зеленоватость жидкости - к радости, может указывать на скрытую доселе беременность, а может и не указывать.
С чего вдруг специалисты канадского Университета Альберты решились разложить мочу почти на атомы, неизвестно. Но над продуктом работали более 7 лет и задействовали не только широчайший спектр физико-химических методов, но и компьютерные модели для внедрения в базы данных, которые дали представление о научной литературе, на протяжении века с лишним описывающих состав мочи при различных патологических состояниях, а также синонимы обнаруживаемых мочевых соединений. Обзор литературы позволил вынести на «свет божий» 2206 соединений.
Как биологический отход, моча обычно содержит метаболиты продуктов распада широкого спектра пищевых продуктов, напитков, лекарств, бактериальных продуктов и всякого прочего, чем дышим, к чему прикасаемся. Не зря же собачки для ознакомления с собратом, прицельно нюхаются и нюхают места отлива – получая подробнейший идентификационный документ, исключающий повторение. Многие из мочевых соединений, даже большинство, плохо охарактеризованы и мало изучены, но принципиально каждому состоянию может соответствовать определённый набор молекул.
Обнаруженное, почти безбрежное, море метаболитов внесли в метаболомную базу данных Urine Metabolome Database, доведя суммарно до 3079 структур-вариантов всех обнаруженных 2651 метаболитов. Различные аналитические платформы помогли: 209 вариантов 209 метаболитов нашли с помощью ЯМР, масс-спектрометрия дала 179 вариаций 85 метаболитов, жидкостная масс-спектрометрия 127 из 127, а были ещё были и всевозможные спектрометрии и хроматографии. Всего же в исследуемой моче было найдено 445 378 вариантов метаболитов.
Это не первая масштабная метаболомная работа университетской группы, в 2008 году после нескольких лет исследований учёные описали химический состав цереброспинальной жидкости человека, а в 2011 году и подробнейший химический состав крови. Авторы исследования надеются, что когда-нибудь только по одному анализу мочи можно будет поставить диагноз клинический и гистологический, и подобрать оптимальную терапию. А почему бы и нет, когда Гиппократ пробовал мочу больного на язык, вряд ли он предполагал возможность ЯМР-анализа жидкости. Однако же, потомки смогли и сделали.