Глава из произведения "Клавиши и струны" Валерия Базарова, повествующего о судьбе музыкантов братьев Китаиных. Дело в том, что один из них, скрипач Роберт Китаин, был женат на гениальной женщине - пластическом хирурге Ирене Таламас.
Анатоль и Борис прибыли в Нью-Йорк 11 октября 1940 года. Восемнадцатого декабря состоялся концерт Анатоля в Таун Холле. Критики, отмечавшие одухотворенную игру артиста, заметили, что вначале Анатоль играл, словно человек, пришедший с холода. Если бы они знали, с какого холода.
Но жить было надо, а поскольку музыка была единственным проявлением жизни Китаиных, то их имена все чаще появлялись на афишах самых известных концертных залов мира. В 1947 году Роберт и Анатоль отправились в первое турне по Центральной и Южной Америке. Поездка включала Мексику, Кубу, Бразилию, Аргентину. Судьба привела Роберта Китаина во Дворец Искусств в Мексико Сити. Послушать братьев пришел старый друг Роберта еще по Франции, Александр Залкинд. Тот самый Залкинд, который спустя пару десятков лет прославится постановкой «Трех Мушкетеров», и еще более известного «Супермена». Пришел Залкинд не один, а со своей невестой Бланкой Домингез, которая в свою очередь привела подругу детства, Ирену Таламас. После концерта, Залкинд пригласил Роберта и Анатоля к себе домой отпраздновать успех. Была там и Бланка с подругой. Весь вечер Роберт не отходил от Ирены. Ирена Таламас была молода, красива и обаятельна. Каждое из перечисленных качеств выигрышно само по себе, а уж в сочетании – и говорить не приходится. Если же добавить блестящий ум, то можно понять Роберта, который влюбился в Ирену, если не с первого взгляда, то уж точно с первой встречи. В свои двадцать восемь лет, Ирена добилась немалых успехов. Окончив в 1944 году с отличием медицинский факультет мексиканского университета, она решила стать специалистом по восстановительной пластической хирургии, области для Мексики совершенно новой. К моменту встречи с Робертом она уже успела пройти стажировку в Англии и в Америке, и на очереди была поездка в Париж. Восстановительная хирургия лица занимается людьми с врожденными или полученными в результате несчастного случая, уродствами лица. Но Ирена должна была стать не только первым хирургом Мексики в этой области. Она была первой женщиной-хирургом! В мире, где женщине отводилась роль обслуги для мужчин – во всех смыслах. И вдруг – хирург, да еще там, где мужчины себя не пробовали.
Не думаю, что Роберт был в состоянии оценить успехи, достигнутые Иреной в области медицины. Для этого он был слишком…, ну, мужчиной своего времени. Он видел перед собой очаровательную женщину, образованную и с великолепным чувством юмора, которая могла оценить блестки его остроумия, столь щедро рассыпаемые перед ней.
На этом вечере присутствовал еще один гений – художник Диего Ривера. Личность Роберта, его талант покорили мастера. Он пригласил скрипача к себе в студию, нарисовал его портрет и подарил его Роберту.
Между тем роман Роберта и Ирены развивался по всем законам сентиментального жанра. По этим законам на сцене полагалось появиться родителям невесты, имеющим совсем другие планы в отношении своей дочки. Донне Долорес Васкез де Таламас, консервативной христианке, русский скрипач еврейского происхождения пришелся совсем не по вкусу. И когда Роберт звонил, а звонил он каждую свободную минуту, Ирены никогда не было дома. Концертное турне продолжалось, и наступил момент, по законам жанра он не мог не наступить (что заставляет меня пересмотреть скептицизм с этим жанром связанный), когда перед концертом Роберт заявил брату:
- Если я не услышу ее голос, я не смогу играть…
Никакие уговоры не помогали. Оставалось одно. Анатоль позвонил Залкинду, подняв его с постели. Тот подключил Бланку, свою подружку и давнюю знакомую Ирены. Очевидно, крайние меры помогли, поскольку с тех пор, когда звонил Роберт, брала трубку Ирена. Концертное турне было спасено. Продолжались телефонные рандеву недолго – вскоре Ирена уехала в Европу.
Однажды вечером, когда усталая Ирена вышла из парижской больницы, где она стажировалась, и направилась к остановке автобуса, к ней подошел высокий мужчина и преградил дорогу. Испуганная девушка подняла глаза. Да, проницательный читатель, ты угадал – это был Роберт Китаин!
Воздух Парижа благодатен для влюбленных. Через несколько месяцев, когда Иренa закончила работу, они тайно (о, железные законы жанра!) зарегистрировали свой брак в посольстве Мексике и уехали в Нью-Йорк на пароходе.
Вернувшись в Мексику, Ирена сообщила родителям, что выходит замуж за Роберта Китаина, так как поставить их перед свершившимся фактом, значило вызвать скандал на всю Мексику.
Официальную свадьбу сыграли 16 августа 1950 года в особняке семьи Таламас Васкез в одном из аристократических районов Мексико Сити.
Свадьба Роберта Китаина и Ирены Таламас
Через год родился сын, Игорь. Несмотря на рост домашних забот, Ирена продолжала работать – оперировала, писала статьи в научные журналы. Не помешала ее работе и вторая беременность. Вот как описывает день рождения второго ребенка Техасская газета «Галвестон Ньюс»:
"Утром, Ирена Таламас, единственная женщина в Мексике, занимающаяся пластической хирургией, провела четыре успешных операции, затем поехала домой и после ланча попросила свою сестру отвезти ее в другой госпиталь. Ирена Таламас Китаин прибыла в госпиталь в три часа пополудни и через двадцать минут родила девочку. Мать и дочь чувствуют себя хорошо. Муж Ирены, знаменитый скрипач Роберт Китаин прервал концертное турне в Канаде и прилетел в Мексику, чтобы быть рядом с женой и детьми, сыном Игорем и новорожденной Тамарой."
Такая любовь…
По законам сентиментального жанра здесь надо было поставить точку, приписав сакраментальное: «они жили долго и умерли в один день».
Увы, у жизни свои законы, и если на каком-то этапе линии жанра и жизни совпадают, то тем резче расходятся он впоследствии.
Вначале все было замечательно. Роберт обожал жену и детей настолько, что без колебаний решил остаться в Мексике, хотя он отлично понимал, как тесно его таланту в стране третьего мира. Ирена любила мужа, и все свободное время отдавала семье. Хм-м, все свободное время? Практикующий хирург, президент Медицинского общества, член Мексиканского Института Социальных Услуг, автор многочисленных статей на специальные темы – много ли свободного времени оставалось на семью? Уверен, что немного, и Роберт бунтовал. Его жена должна быть хозяйкой его дома, а медицина может обойтись без Ирены. То, что Ирена не могла обойтись без медицины, он не понимал. Может, неправ был Александр Сергеевич, заметив, что недостатки великих людей, отличаются от недостатков людей обыкновенных?
Так или иначе, но при всей любви друг к другу, Роберт и Ирена развелись, когда Игорю было восемь, а Тамаре шесть лет.
Несмотря на развод, Роберт остается в Мексике и принимает мексиканское гражданство. Жизни вдали от детей он себе не представляет. На фотографиях, появляющихся в прессе, видно, как счастлив он в минуты общения с сыном и дочкой. И в то же время музыкальные критики, отмечая виртуозность игры Роберта Китаина, добавляют, что таланту музыканта, требуется простор, настоящие ценители, которых в Мексике, увы, было мало. Да Роберт и сам это чувствовал и видел, что его концерты, на которые в Европе или США ломилась бы публика, собирают едва ли половину зала. Он выезжал на гастроли, его называли «славой Мексики». Дмитрий Шостакович и Давид Ойстрах во время визитов в Мексику гостили в его доме и говорили, как ценят его искусство в недоступной России. Но противоречие между тем, кем он был и кем он мог быть, мучило артиста, ослабляло его здоровье. В 1968 году Роберт Китаин скончался от сердечной недостаточности. Ни он, ни Ирена, пережившая Роберта почти на сорок лет (Ирена Таламас умерла 1 октября 2007 в возрасте 87 лет), в новый брак не вступили. Решение Роберта остаться в Мексике рядом с детьми в ущерб музыкальной карьере говорит о его человеческих качествах не меньше, чем мастерство виртуоза о его музыкальной одаренности.
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer5/Bazarov1.php